ДОМ ЛОРИС-МЕЛИКОВА

дом лорис меликова

 ЭКСКУРСИЯ ПО УСАДЬБЕ

Дом Лорис-Меликова расположен в тишине Милютинского переулка, недалеко от старинной улицы Большой Лубянки, ведшей к Сретенским воротам. Первое упоминание об участке,  на котором в дальнейшем была построена усадьба,  приходится на 1780 год. Это прошение его тогдашнего владельца – купца Ивана Михайловича Пригодина – о предоставлении ему дополнительной земельной территории. Первые усадебные строения были деревянными, но сын его Михаил Пригодин владел уже каменным домом. О счастливой судьбе дома Лорис-Меликова говорит тот факт, что он не пострадал в пожаре 1812 года (в то время дом принадлежал В.Д. Полуектовой). В конце 1830-х годов усадьба перешла И.Д. Лорис-Меликову, коллежскому секретарю, который и пригласил талантливого архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского. Михаил Быковский  сделал  из ничем не примечательного  двухэтажного дома красивый особняк.

   Дворянский род Лорис-Меликовых восходит к XVI веку, его древние представители владели армянским городом Лори. Дядя И.Д. Лорис-Меликова – граф Михаил Тариелович Лорис-Меликов (1825-88) – был яркой личностью в истории XIX века. "Один из замечательнейших государственных и военных деятелей России", – так охарактеризован он в Словаре Брокгауза и Эфрона. Стоит упомянуть о том, что Михаил Тариелович был талантливым военачальником,  имел дружеские  отношения с Николаем Некрасовым, владел несколькими восточными языками, на государственных постах покровительствовал народному образованию. В 1880 году он был назначен министром внутренних дел и стал автором многих проектов экономических реформ, осуществлению которых помешало убийство Александра II 1 марта 1881 г. Сам Игорь Дмитриевич Лорис-Меликов был попечителем Московского Училища живописи, ваяния и зодчества (ныне Академия  живописи И. Глазунова).

Михаил Доримедонтович Быковский (1801-1885), самый способный и любимый ученик архитектора Д. Жилярди,  получил признание во второй трети 19 века. В русском искусстве второй половины 18 – начала 19 века господствовал классицизм. Однако М.Д. Быковский сумел преодолеть его традиции и наполнить свое творчество эстетикой романтизма. С 1829 г. он преподавал в Московском архитектурном училище, а в 1836 г. стал его директором. В восхождении по должностной лестнице архитектору пришлось столкнуться с трудностями, связанными  с его происхождением. Будучи мещанином, записанным в податное сословие, вначале он не имел права поступления на государственную службу. Но в 1831 Быковский был удостоен звания академика, тем самым получил возможность в полной мере реализовать свой талант. На последующие несколько десятилетий именно он стал первым архитектором г. Москвы. Будучи новатором во всех областях своей деятельности, Быковский осуществил реорганизацию Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Реформировав систему обучения, он превратил консервативное художественное заведение старого типа в одно из самых современных.

В конце 30-х годов Быковский побывал в Италии и познакомился с ее архитектурой. Поездка оказала огромное влияние на его творчество. И в преподавательской деятельности, и в градостроительстве М.Д. Быковский стал развивать идеи романтизма. Строгая система классицизма была ориентирована на античные идеалы с их симметрией, центрированной композицией и господством ордера. Романтизм же наделял архитектуру большей декоративностью, архитектурные формы эклектически заимствовались из различных художественных стилей. Быковский в своем творчестве перерабатывал традиции Древней Руси, готики, барокко, Ренессанса, использовал элементы восточного декора. При этом архитектор совмещал романтический дух с классической гармонией. Среди ярких сооружений Быковского 1830-х годов можно назвать усадьбу Марфино – в ансамбле особенно интересны готический мост и конный двор, напоминающий средневековую крепость. Его гражданские постройки тех лет –  пассаж Голицына, лавки на Болотной площади. Позднее, в 1840-50-е гг, Михаил Быковский перестраивал колокольню Страстного монастыря, на месте которого ныне расположен кинотеатр "Россия". А некогда там находилась лучшая звонница Москвы, и после смерти архитектора именно в этом монастыре служили молебен о его упокоении. Витражи писал В.В. Пукирев, автор знаменитой картины "Неравный брак"  (1862, ГТГ). Он же создал образ Спасителя в алтаре храма Ивановского монастыря, также перестроенного Михаилом Быковским (храм был освящен в 1879 г.)

Использование стекла в оформлении крыши было излюбленным приемом архитектора. Стеклянные крыши использованы в зданиях Купеческой биржи на Ильинке (1836г., перестроена) и Голицинского Пассажа (1847, не сохранился). Начиная с последней постройки, московские торговые и банковские дома возводились с применением железо-стеклянных конструкций.

Одним из направлений творчества Быковского является строительство жилых домов. Он был автором проектов собственного дома на Садовой-Сухаревской (не сохранился), дома А.П. Голицыной на ул. Никитской  и др.  Для работ его характерно стремление к легкой асимметрии, отказ от иерархичности композиции в пользу взаимосвязи ее равнозначных элементов.

Kaminnyi-zal

Каминный зал

Перестройка усадьбы И.Д. Лорис-Меликова приходится на    конец 30-х – первую половину 40-х гг. 19 века (до 1846 г.) и  вписывается в наиболее плодотворный период творчества  Михаила Быковского – вторую треть 19 в. К сожалению, многие  здания, построенные по его проектам, в настоящее время  утрачены. Тем большую ценность приобретает  дом Лорис-  Меликова как один из немногих сохранившихся памятников  архитектурного наследия Михаила Быковского.

Усадебный ансамбль включает в себя особняк и конюшню,  которая, благодаря вогнутому полукружию внутренней стены,  вместе с ризалитами дома образует внутренний дворик. Михаил Быковский заменил деревянную конюшню на каменную. Здание особняка было увеличено по длине и ширине. Облик его парадного фасада характерен для русской архитектуры этого периода – он выполнен в стиле безордерного классицизма, с боковыми ризалитами незначительного выступа, украшенными ренессансными окнами. Второй этаж особенно наряден – рамочные наличники высоких окон украшены лепными фризами и полочками. Композиция с нейтральной центральной частью и акцентами по бокам была типична для второй трети 19 века. Вход располагался в правом ризалите.

Парадная чугунная лестница каслинского литья ведет из главного вестибюля на второй этаж. С высоты

Paradna_lestnica_kaslinskogo_litia

Парадная лестница

надлестничного пространства взирают четыре прекрасные кариатиды, выполненные скульптором Н.А. Рамазановым. В фондах Государственного исторического музея хранится адресованное ему письмо от жены формовщика, который изготовлял фигуры. В нем содержится жалоба на то, что муж болен, а Лорис-Меликов грозится выгнать их семейство на улицу, если заказ не будет выполнен к сроку. Благодаря этому факту возникла легенда, будто фигур должно было быть в два раза больше – не четыре, а восемь.

Быковский придавал внутреннему декоративному убранству здания не меньшее значение, чем его внешнему облику. Будучи прекрасным рисовальщиком, он сам проектировал интерьеры, а нередко и предметы декоративно-прикладного искусства. Во внутреннем убранстве особняка Лорис-Меликова архитектор использовал элементы различных стилей, при этом отдельные залы были выдержаны в определенной стилистике. Например, для каминного зала, служившего кабинетом хозяина, выбрана "готика" – потолок выполнен в виде нервюрного свода, стены были декорированы малиновым бархатом. В картушах помещены рельефные портреты Сервантеса и Гете. В обрамлениях использованы растительные и геометрические орнаменты. В интерьере зала прослеживается ассоциация с кабинетом Фауста.

kolonny-zal

Колонный зал

Парадный зал решен в духе романтизма.  Колонны из искусственного мрамора отгораживают место для оркестра. Вход был левее аркады, сейчас на его месте расположена ниша. В лепнине потолка повторяется мотив с геральдическим орлом, сжимающем в когтях змею, такой образ характерен для романтического интерьера. В декоре гармонично соединяются элементы барокко, Ренессанса и классицизма.

Будуар  носит название Золотого зала: витиеватая лепнина рокайльного свода украшена золотом. В лепных падугах потолка помещались живописные вставки (не сохранились). В Белом зале располагалась гостиная, декор которой, к сожалению, почти полностью утрачен.

Недалеко от дома  Лорис Меликова находится Академия

belyi-zal

Белый зал

живописи И. Глазунова, в прошлом Училище живописи, ваяния и зодчества. И.Д. Лорис-Меликов, будучи его попечителем, вращался в художественных и научных кругах. В доме регулярно устраивались вечера, на которых собирался цвет художественной интеллигенции. Нередко велись споры о  методике преподавания, и Лорис-Меликов, несомненно,  принимал в них активное участие – он был в курсе всех дел, связанных с этим учебным заведением. Художники обменивались впечатлениями от просмотренных выставок, обсуждали свои новые работы, и все это происходило в великолепных  интерьерах усадебного дома.

После 1872 года усадьбой владели Коммерции советник Иван Степанович Ананов (до 1891 г.) и жена Великобританского подданного Софья Иванова Экизлер (до событий 1917 г.). В это время ансамбль несколько раз подвергался небольшим перестройкам: со стороны двора над западным ризалитом и частью основного объема здания был устроен антресольный этаж, частично перепланированы помещения первого этажа. С.И Экизлер в доме не жила и сдавала его арендаторам. На двух этажах особняка располагались две большие квартиры (из семи и четырех комнат, кухни и прихожей), конюшня служила складом. В 1905 году одноэтажная постройка соединила конюшню и западный ризалит главного корпуса.

Zolotoy_zal

Золотой зал

После октябрьской революции усадьбу национализировали, в особняке были устроены коммунальные квартиры. С этой целью помещение разбили на маленькие комнаты деревянными перегородками, заложили арки проходов второго этажа. Часть домовладения перешла Учетному обществу взаимного кредита. Вплотную к восточному торцу особняка было пристроено шестиэтажное здание, нарушившее гармонию застройки улицы. В 1928 году был сделан капитальный ремонт, в процессе которого уничтожили живопись интерьеров парадной анфилады, частично сбили лепнину, покрыли краской отделку из искусственного мрамора, паркетные полы закрыли досчатыми, устроили подвесные потолки. Помещения стали сдаваться конторам. В 1970-х годах усадьбой владел НИИ коррозии металла, а здание ветшало и постепенно уходило под землю.

В конце 1980-х годов усадьбу передали Правлению Всероссийского фонда культуры. Во время восстановительных работ были обнаружены фрагменты лепнины 19 века, по найденным образцам реставраторы выполнили реконструкцию декоративного убранства особняка. Были сняты подвесные потолки, сломаны лишние перегородки. Начался период возрождения усадьбы. Всероссийский фонд культуры затратил более 85 млн. рублей  на восстановление памятника архитектуры, при этом ни власти Москвы, ни государство не вложили на это ни копейки. В результате научных исследований и реставрационных работ дом Лорис-Меликова снова приобрела парадный вид. В 1995 г. Указом Президента РФ зданию присвоен статус памятника архитектуры  федерального значения "Городская усадьба первой половины 19 века"[1]. В настоящее время в залах особняка проводятся художественные выставки, творческие вечера и концерты. После долгих лет запустения старинную усадьбу вновь наполняла полноценная культурная жизнь.

[Not a valid template]

Указ президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г. "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального общекультурного значения"

Комментариев: 7

  1. Ксения:

    Добрый день!
    Интересует проведения банкета в Доме Лорис-Меликова.
    Очень попросила бы связаться: 8 916 705 61 75, Ксения

  2. admin:

    Ксения, это невозможно. Дом Лорис-Меликова разорили чиновники Москомнаследия еще при Лужкове в 2009 году.

  3. Александр:

    Добрый день! Что сейчас происходит с этой усадьбой? Кто ей владеет, арендует, разоряет?

  4. admin:

    Москомнаследие владеет и разоряет дом Лорис-Меликова